Toyota
«Тойота» (Toyota Motor Corporation,
Toyota Jidosha KK), японская
автомобильная компания, входящая в
состав финансово-промышленной группы «Тойота».
Одна из крупнейших автомобильных
компаний в мире. Выпускает свою
продукцию под различными марками, в том
числе «Дайхацу». Штаб-квартира находится
в г. Тойота (Тоета).
Началом истории
компании Toyota можно считать 1933 год,
когда в компании Toyoda Automatic Loom
Works, изначально не имевшей отношения
к автомобилям и занимавшейся текстильной
промышленностью, открылся автомобильный
департамент. Открыл его старший сын
владельца компании Сакичи Тойоды (Sakichi
Toyoda) Киичиро Тойода (Kiichiro
Toyoda), впоследствии и приведший
автомобильную марку Toyota к мировой
известности. Начальным капиталом для
разработки первых автомобилей стали
деньги, вырученные при продаже патентных
прав на прядильные машины английской
компании Platt Brothers.
В 1935 году была
завершена работа над первым пассажирским
автомобилем, получившим название Model
A1 (впоследствии AA) и первым грузовиком
Model G1, а в 1936 году автомобиль Model
AA был запущен в производство. Тогда же
была произведена первая экспортная
поставка — четыре грузовика G1 отправились
в северный Китай. Через год, в 1937 г.,
автомобильный департамент превратился в отдельную
компанию, получившую название Toyota
Motor Co., Ltd. Такова вкратце история
довоенного развития компании Тойота.
После Второй мировой
войны, в 1947 году, началось
производство еще одной модели — Toyota
Model SA, а в 1950 году, в условиях
жесточайшего финансового кризиса,
компания пережила первую и единственную
забастовку своих рабочих. В результате
была пересмотрена корпоративная политика,
отдел реализации выделился в отдельную
компанию — Toyota Motor Sales Co., Ltd.
Впрочем, для послевоенных годов, когда
автомобильная промышленность Японии
наравне с остальными отраслями
переживала не самые лучшие времена,
компания вышла из кризиса не с самыми
большими потерями.
В начале 50-х годов
Таичи Оно (Taiichi Ohno) была задумана
уникальная система управления
производства («камбан»), позволяющая
устранение всех видов потерь —
материалов, времени, производственных
мощностей. В 1962 году система получила
свое воплощение на предприятиях группы
Toyota и доказала свою эффективность,
способствуя успеху компании.
В 1952 году умер
создатель компании — Киичиро Тойода. К этому
времени Toyota вступила в период начала
расцвета. В 50-х годах проводились
разработки собственных конструкций,
обширные исследования, расширялся
модельный ряд — появился внедорожник
Land Cruiser, такая известная ныне
модель, как Crown, а в США была основана
компания Toyota Motor Sales, U.S.A.,
задачей которой был экспорт автомобилей
Toyota на американский рынок. Правда,
первая попытка экспорта автомобилей
Toyota на американский рынок окончилась
неудачей — но впоследствии, сделав
выводы и быстро справившись с новыми
задачами, Toyota это исправила.
В 1961 году выпущена
модель Toyota Publica — небольшой
экономичный автомобиль, быстро ставший
популярным. В 1962 году Toyota отметила
выпуск миллионного за свою историю
автомобиля. Шестидесятые годы стали
периодом улучшения экономической
ситуации в Японии, и, как следствие,
бурного роста продаж автомобилей.
Активно развивается сеть дилеров Toyota
за рубежом — в Южной Африке, в Европе и Азии.
Добилась успеха Toyota на рынке США —
модель Corona, которую начали
экспортировать туда в 1965 году, быстро
получила широкое распространение и стала
самым популярным на иностранном рынке
японским автомобилем. В следующем, 1966 году,
Toyota выпускает свой, пожалуй, самый
массовый автомобиль — Corolla,
производство которого с успехом
продолжается и по сей день, а также
заключает деловое соглашение с компанией
Hino — еще одним японским
автопроизводителем. Такое же соглашение
Toyota заключила еще с одной фирмой —
Daihatsu — в 1967 году.
1970-е годы
ознаменовались строительством новых
заводов и постоянными техническими
усовершенствованиями агрегатов, а также
«перекочевыванием» новшеств с дорогостоящих
моделей, куда их изначально
устанавливали, на более дешевые.
Начинается производство таких моделей,
как Celica (1970), Sprinter, Carina,
Tercel (1978), Mark II. Tercel стал
первым переднеприводным японским
автомобилем. В 1972 году с конвейера
сходит 10-миллионный автомобиль Toyota.
Преодолев энергетический кризис и финансовые
трудности, введя режим жесткой сырьевой
экономии, разработав под давлением
законодательства, касающегося
загрязнения воздуха, эффективную
выхлопную систему, укрепляя
внутрикорпоративную политику, Toyota
вступила в следующее десятилетие.
В начале 80-х годов,
а точнее, в 1982 году компании Toyota
Motor Co., Ltd. и Toyota Motor Sales
Co., Ltd. сливаются в Toyota Motor
Corporation. В это же время начинается
выпуск модели Camry. К этому моменту
Toyota окончательно утвердилась в роли
крупнейшего автомобильного производителя
Японии, занимающего третье место в мире
по объемам производства. В 1983 году
Toyota подписывает многолетнее
соглашение с General Motors, а в следующем
году начинается производство автомобилей
на их совместном предприятии в США.
Тогда же была завершена первая очередь
строительства собственного
испытательного полигона Тойоты — Шибецу,
который был полностью завершен в 1988 году.
В 1986 году перешагнут еще один рубеж —
выпущен уже 50-миллионный автомобиль
марки Toyota. Появляются на свет новые
модели — Corsa, Corolla II, 4Runner.
Одним из главных
событий 80-х годов можно считать
появление такой марки, как Lexus —
подразделения Toyota, созданного для
выхода на рынок автомобилей высокого
класса. До этого Япония ассоциировалась
с небольшими, экономичными, недорогими
и демократичными автомобилями; с появлением же
Lexus в секторе роскошных дорогих машин
положение изменилось. Уже через год
после основания Lexus, в 1989 году были
представлены и поступили в продажу такие
модели, как Lexus LS400 и Lexus ES250.
1990 год ознаменовался
открытием собственного дизайнерского
центра — Tokyo Design Center. Что
интересно, в октябре того же года
открывается первая авторизованная
сервисная станция в тогда еще Советском
Союзе. Toyota продолжает свою мировую
экспансию — открываются филиалы во все
новых и новых странах мира и развиваются
те, что уже были открыты. Кроме этого,
очень активно идут научно-технические
исследования; открываются такие компании,
как Toyota System Research Inc. (совместно
с Fujitsu Ltd., 1990 год), Toyota Soft
Engineering Inc. (совместно с Nihon
Unisys, Ltd., 1991 год), Toyota System
International Inc. (совместно с IBM
Japan Ltd. и Toshiba Corp., 1991 год) и т.п.
В 1992 году были опубликованы Toyota
Guiding Principles — основные принципы
работы корпорации, выражение
корпоративной философии. Тогда же вышла
Хартия Земли (The Earth Charter) — как
реакция на усиливающиеся экологические
веяния в обществе. Экология оказала на развитие
Toyota большое влияние; были разработаны
планы и программы по защите окружающей
среды, а в 1997 году была создана модель
Prius, оснащенная гибридным двигателем
(Toyota Hybrid System). Помимо Prius,
гибридными двигателями были оснащены
модели Coaster и RAV4.
Кроме этого, в 90-е
годы Toyota успела выпустить свой
70-миллионный автомобиль (1991 год),
и 90-миллионный (1996), открыть
в 1992 году Toyota Training Center
во Владивостоке и заключить дилерские
договора с Ауди и Фольксвагеном,
в 1995 году подписать с Hino и Daihatsu
соглашение о долевом распределении
продукции и в том же году объявить
о принятии нового глобального
бизнес-плана, а также начать выпуск
двигателей с системой изменения фаз
газораспределения (VVT-i). В 1996 году
был открыт Toyota Training Center
в Москве и началось производство
четырехтактного бензинового двигателя
с непосредственным впрыском топлива
(D-4). В 1997 году, помимо Prius, было
объявлено о запуске в производство
модели Raum, а в 1998 — Avensis и нового
поколения культового внедорожника Land
Cruiser 100. Тогда же Toyota приобрела
контрольный пакет акций Daihatsu.
В следующем, 1999 году, в Японии был
выпущен 100-миллионный автомобиль
Toyota. В 2000 году продажи модели Prius
достигли 50 тысяч по всему миру, было
запущено новое поколение RAV4,
а в 2001 была продана 5-миллионная Camry
в США. В июле прошлого года была
основана компания «Toyota Motor»
в России, в декабре продажи Prius
увеличились до цифры в 80 тысяч.
На сегодняшний день
Тойота — один из крупнейших мировых
производителей автомобилей. Безусловно,
она также является крупнейшим японским
автопроизводителем, выпускающим более
5,5 миллионов машин в год, что примерно
равно одной машине каждые шесть секунд.
В группе Toyota — множество компаний,
как автомобильных, так и занимающихся
многими различными областями.
В 2002 году Toyota вступила в новую
сферу, приняв участие в автогонках
Formula 1. |